Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание и память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции.

Итак, письменная речь - это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.

Зрительное восприятие. Благодаря зрительному восприятию ребенок узнает буквы и различает их между собой, и у него складываются четкие графические образы звуков.

Пространственное восприятие. Пространственное восприятие участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребенок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающиеся друг от друга расположением в пространстве своих частей (например,    Р - Ь, И - Н  и т.п.).

Зрительное внимание. Благодаря зрительному вниманию ребенок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объем зрительного материала (в частности - буквенный ряд), а также в определенной последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы - на букву).

Слуховое восприятие, а именно такая его разновидность как речевой слухС помощью речевого слуха ребенок различает между собой звуки речи, и у него формируются четкие слуховые образы звуков.

Зрительная память. С ее помощью ребенок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.

Слуховое внимание и память. Они всегда действуют сообща, с их помощью ребенок способен оперировать со звуками (например, переставлять местами и т.п.), удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд.

Кинестическое (мышечное) восприятие. С его помощью ребенок как бы "на ощупь" отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребенку, например, когда он пишет, проговаривая текст "про себя". С помощью кинестического восприятия формируются произносительные образы звуков.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой. Эта способность позволяет ребенку:

  • правильно повторить услышанный звук;

  • определить, правильно ли он сам произнес тот или иной звук;

  • подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит;

  • правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит ( в том числе - "про себя", когда он может узнать тот или иной звук, только опираясь на его произносительный образ - на движения органов речи);

  • правильно прочитать букву.

Способность к языковому анализу и синтезу. Она заключается в умении разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот - составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции. С помощью этой способности ребенок:

  • выделяет звук из слова или слога;

  • выделяет слог из слова;

  • выделяет слово из предложения;

  • соединяет звуки в слог;

  • составляет из слогов слово;

  • составялет из слов предложения.

+7(916) 854-70-87